главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха

Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
МРСОО
ГИА,ЕГЭ
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
О нас пишут
Как к нам поступить
Экскурсия по гимназии
Наши выпускники
Перейти в NetSchool







                                                            

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 к учебному плану
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
городского округа Балашиха
«Земская гимназия»

 

Учебный план МАОУ «Земская гимназия» разработан на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего и среднего (полного) общего образования, регионального базисного учебного плана и является основой для формирования в МАОУ «Земская гимназия»  и для реализации программ общего образования.
    В  учебном плане МАОУ «Земская гимназия» определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
    Часы компонента МАОУ «Земская гимназия» используются для углубленного изучения учебных предметов (английский язык, русский язык, обществознание, химия, биология),  для реализации гимназического содержания  образования введен второй иностранный язык (немецкий или французский язык по выбору),  а также дополнительные часы для  развития содержания учебных предметов на базовом уровне (русский язык, литература, математика) факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях, на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности.
    Режим работы МАОУ «Земская гимназия»  строится по шестидневной учебной неделе.
   Объем домашних заданий (по всем предметам) соответствует нормам (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.30):  в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. Обучение  проводится  в балльном оценивании знаний обучающихся и домашних заданий.

 I.                    УЧЕБНЫЙ ПЛАН МАОУ «ЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

(ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

 
    Вторая ступень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.
    Учебный план МАОУ «Земская гимназия»  для 6- 9 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 34 учебных недели в год. Продолжительность урока – 45 минут.
    Инвариантная часть Учебного плана МАОУ «Земская гимназия»  призвана обеспечить переход к достижению государственного стандарта основного общего образования и представлена следующими учебными предметами:
    Учебный предмет «Русский язык» изучается  в 6х классах  – 6 часов, в 7 х  – 4 часа, в 8х- 4часа ,9х - 2 часа
    Целью изучения учебного предмета «Русский язык» в основной школе является формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самоорганизацию).
    Учебный предмет «Литература» изучается в 6 – 9 классах по два часа в неделю.
    Цели литературного образования: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. Все цели являются равноценными по значимости.
    Учебный предмет «Английский язык» изучается в 6 – 9 классах по три часа в неделю. Из компонента гимназии добавлено по 2 часа в классах с углубленным изучением (8а,9а).
    Гимназический компонент представлен в учебном плане предметом второго языка (немецкий и французский язык по выбору).
    Основными целями изучения иностранного языка являются:
    ·  развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);
    ·  развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.
 В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования  для второй ступени обучения нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам. Цели, содержание и планируемые результаты языкового образования представлены в единой системе. Задаваемое содержание ориентировано на образование, воспитание и развитие личности гимназистов средствами изучаемого языка.
    Учебный предмет «Математика» изучается в 6 – 9 классах по пять часов в неделю.
    Цели обучения математики:
    ·  формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
    ·  развитие логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
    ·  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
    ·  воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
    Предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (далее – Информатика и ИКТ)  идет в ходе активного использования при изучении  других предметов, поскольку предмет «Информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.
    В учебном плане  предмет МАОУ «Земская гимназия»  «Информатика и ИКТ» представлена с 8 класса по 1 часу в неделю, и изучается со второго полугодия, в 9х классах - по 2 часа в неделю.
    Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс по одному часу в неделю, является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
    Цели учебного предмета «Обществознание» структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
    Учебный предмет «География» изучается в 6 классе по одному часу в неделю; в 7, 8 и 9 классах — по два часа в неделю. Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.
    Учебный предмет «Биология» изучается с 6 класса – 1 час в неделю.
    В 6 классе по одному часу в неделю; в 7, 8 и 9 классах — по два часа в неделю.
    Структура целей представлена на пяти уровнях и включает освоение знаниями; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение биологических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.
    Учебные предметы «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) и «Музыка» (1 час в неделю) изучаются с 6 по 7 класс.
    В 8 – 9 классах учебный предмет «Искусство» изучается по одному часу в неделю и является интегрированным. Программа данного курса рассчитана на два года обучения.
    Из перечня предметов регионального компонента, кроме Географии (6класс) в 2013-2014 в МАОУ «Земская гимназия» изучается предмет «Духовное краеведение Подмосковья». Занятия проводятся учителями, ведущими уроки литературы, содержание  которых соотносится с содержанием апробируемого курса.
    Учебный предмет «Технология» изучается в 6 – 7 классах по два часа в неделю, в 8 классе по одному часу в неделю.
    Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования
материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Занятия по направлению «Технология.
    Технический труд» проводятся на базе  комбинированной (слесарно-столярной) мастерской.
    Работа с тканями в технологии обслуживающего труда проводится на бытовых швейных машинах. Для организации предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов  ведется предмет «Психология и выбор профессии».
    Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) изучается в 6 – 9 классах по одному часу в неделю.
    Цели изучения курса ОБЖ:
    ·  освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
    ·  воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
    ·  развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
    ·  овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
    В рамках преподавания предмета предусмотрены часы на изучение правил дорожного движения.
    Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 6 – 9 классах по три часа в неделю.
    Основные направления развития физической культуры:
    Оздоровительное:
воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения.
    Спортивное:
    углубленное освоение обучающимися на ступени основного общего образования одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой по физической культуре,  а также в связи с предстоящей олимпиадой, зимних видов спорта.
    Общеразвивающее:
    овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных                       образовательной программой основного общего образования по физической культуре и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
    Предпрофильная подготовка обучающихся 8а и 9-х классов – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы гимназии должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение.
    При проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Технологии», осуществляется деление классов на две группы: при наполняемости 25 и более человек.


II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МАОУ «ЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями высшего профессионального образования».
    Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
    Профильное обучение позволяет:
    - создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников;
    - обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
    - установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
    - обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
    Принцип построения  Учебного плана  для 10 – 11 классов основан на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
    Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные  предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика» и  «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле;  «Русский язык»,  «Обществознание» – в социально-гуманитарном профиле.
    В профилях социально-гуманитарной  направленности введен интегрированный учебный предмет «Естествознание». Это позволяет:
    - дать широкие возможности формирования целостной естественнонаучной картины мира;
    - ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;
    - значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);
    Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые преподаются в составе данного предмета.В составе социально-гуманитарного профиля предметы «Экономика» и «Право» изучаются как отдельные предметы.
    Вариативная часть базисного учебного плана на III ступени обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием. На реализацию вариативной части базисного учебного плана предусмотрено 2 часа в неделю на региональный компонент и не менее 3-х часов в неделю на компонент образовательного учреждения на каждый год обучения (10-11 классы).
    Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования, обеспечивающим успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.
    Элективные учебные курсы профильного обучения – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования из компонента образовательного учреждения.
    Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, в том числе:
    элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета
    элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы профильного учебного предмета;
    элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу, и др.
    Социальная практика – внеурочная форма организации образовательной деятельности обучающихся в форме социально значимой деятельности определенной профильной направленности, нацеленная на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления социального опыта. Условием организации социальной практики является наличие партнерских отношений между гимназией и высшими учебными заведениями.         Такими как  государственный университет управления, государственная академия народного хозяйства им. Г.Плеханова.  В практике работы МАОУ «Земская гимназия» реализуются такие социальные практики:
    - волонтерское движение и патронат (совместное с медицинскими работниками осуществление  посильной  помощи детской больнице и детскому дому;
    благоустройство и озеленение города – работа по приведению в порядок моста города, уход за памятником основателю города М.Лунну, благотворительная работа при православном Храме для малоимущих;
    учащиеся осуществляют  шефство над воспитанниками  дошкольного образования «Цветик-семицветик»;
    Социальные практики  реализуются также в системе дополнительного образования обучающихся, во внеклассной деятельности и др. (Экологический театр, ОАШ)
    МАОУ «Земская гимназия» реализует  региональный компонент учебно-методического комплекса (комплекта) В.М. Шаталова, О.Н. Зубакина «Русское речевое общение» – 10-11 классы (один час в каждом из указанных классов).
    При проведении учебных занятий по «Иностранным языкам», «Технологии», «Физической культуре», «Информатике и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы:  при наполняемости 25 и более человек  и более человек.


 

наверх
© 2006 «Zemgym.ru» | e-mail: zemgym@Yandex.ru