главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха

РКПМО
Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
Как к нам поступить

Гимназия/О нас пишут/журнал "Русский сувенир"
2007г., стр. 32-35

В лучах надежды и любви



Да будет жизнь твоя полна любви и веры!
Да будет счастлива она, в пределах меры!
Любовь Христа, любовь семьи, любовь собрата -
Твоя звезда, и свет её дороже злата.


Протоиерей Владимир Бороздинов

Говорить о балашихинской Земской гимназии без восхищения не получается. Это не просто хорошая школа. Не просто одно из лучших в России и уникальное в своём роде общеобразовательное учебное заведение. Это настоящий храм русского просвещения и духовного возрождения.

Заходишь сюда и понимаешь, что всё лучшее у России ещё впереди. Здесь всё особенное: педагоги, дети, атмосфера, даже стены и запах. Учителя - как будто и не учителя вовсе, а мамы и папы, буквально вкладывающие душу в своих чад. Дети тоже как-то не очень похожи на школьников. Хотя, конечно, они и не школьники вовсе - гимназисты!

Чувство собственного достоинства, взаимного уважения интеллигентность, скромность, грамотная устная речь, опрятность, благородная осанка - всё говорит о непростом происхождении этих мальчишек и девчонок. Неужели потомки князей да дворян постигают здесь азы науки?

- Да что вы! - смеётся директор Галина Викторовна. - Ни на какую элитарность мы не претендуем. Наши детишки из самых обычных семей, кто из благополучных, а кто из не очень. Район-то неспокойный. Но тянется к нам прежде всего интеллигенция. Дети местных врачей, учителей, инженеров, госслужаших - все у нас учатся.

И запах в гимназии особенный - чистый, лёгкий, родной, домашний. Лица живые, одухотворённые. Как будто дух любви и благодати спустился в этот дом.

Герои нашего времени

По-другому не назовёшь основателей гимназии - супружескую пару Игоря Львовича и Галину Викторовну Кравченко. Борцы, созидатели, оптимисты, бесконечно влюблённые в своих учеников педагоги, они отстояли созданную на закате СССР экспериментальную школу в сложнейшие 90-е годы, когда, кроме как о хлебе насущном, страна, казалось, ни о чём больше и думать не могла.

А началось всё с "Созидания" - творческого объединения, вокруг которого в 1988 году сплотились родители, всерьёз озабоченные воспитанием детей.

Педагоги объединения не только занимались с детьми, но и проводили научную работу: анализировали дореволюционный опыт в сфере образования.

По инициативе отца Владимира, настоятеля Храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольско-Трубецкое, что на окраине Балашихи, в это же время открылась Воскресная школа - одна из первых в Мозковской области. А через два года работы "Созидания" и Воскресной школы родители, воодушевлённые успехами детей, убедили педагогов объединения ссздать негосударственную общеобразовательную школу. Удивительно, но инициатива родителей была поддержана "сверху". Так в городе Балашихе появилась первая в России Земская гимназия.

- Мы "прописались" в развалившемся детском садике. С помощью родителей по "кирпичику его достроили, - рассказывают основатели гимназии. - Когда ремонт закончили, попали в зону внимания коммерсантов-захватчиков. Нас выгнали. Здание выставили на продажу. Больше месяца уроки проводили в парке, на скамейках, а потом мы вернулись в наш дом - общественность помогла отстоять.







Здесь учат любить Родину





С сочинения "Наш ребёнок" начинается участие родителей в программе "Школа - семья".

Гимназия работает в режиме самоуправления и самоорганизации - потому и называется "земская". Учебный процесс строится на принципе согласования. Любые проблемы решаются "всем миром", как на семейном совете. - Как только мы сделали ставку на воспитание в традициях православной культуры, все встало на свои места, - рассказывает директор. - Курс на создание русской национальной школы помог сформировать образовательную программу.

Здесь никому не навязывают религию. "Основы православной культуры" преподаются факультативно, хотя ни одного отказа посещать этот урок ещё не поступило.

- Каждому, кто ощущает свою принадлежность к русской культуре, мне кажется, необходимо знать наши корни и посещать такие уроки, - продолжает Галина Викторовна.- Православие - духовный стержень русской нации. Мы рассказываем, какой след оставило оно в литературе, архитектуре, живописи. Учим хранить историческую и духовную память о своём народе.

Приоритет воспитания на православных традициях дал удивительный результат. Высокий интеллектуальный уровень выпускников оценили ведущие вузы страны. МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки, Высшая школа экономики, Университет печати и другие вузы заключили с балашихинской гимназией договоры о сотрудничестве.

Встречаясь с педагогами гимназии, деканы факультетов говорят: "Мы ваших земских сразу отличаем: у них глаза другие, и держат себя с достоинством".


Отец Владимир

Основы православной культуры вот уже 16 лет преподаёт в гимназии митрофорный протоиерей Владимир Бороздинов, настоятель Храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Отец Владимир - духовный наставник и педагогов, и детей. А ещё он поэт и философ, его стихи знает в гимназии каждый. Одно из любимых стихотворений гимназистов - "В лучах надежды и любви":

В лучах немеркнущей Надежды -Тепло сияющей Любви.
Святая Русь! Она как прежде В душе народа и в крови.
Святая Русь! Она Основа Живого сердца и речей.
В ней звуки пения родного И блики пламенных свечей ...

- Хорошие мои, в основе слоеа "образование" лежит понятие "образ", - даёт очередной урок отец Владимир. - Оно должно быть обращено к духовной сущности человека, создавать в человеке образ Божий, то есть взрашивать всё самое лучшее, что есть в каждом из нас. Слово имеет разные состояния. Оно может бытьь и живым, и мёртвым. Слово Божие и есть жизнь.

Уроки русского

Поездки по святым местам, творческие конкурсы и семейные вечера, раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек, уроки русского фольклора, обучение основам тралиционных художественных промыслов и ремёсел - новации учебной программы гимназии, пожалуй, вот так, с ходу, и не перечислишь. Все классы оснащены партами-конторками. Когда ученик устаёт сидеть, он встаёт за конторку. При этом можно снять обувь и постоять на массажнэм - и разрешения у учителя спрашивать не надо. Каждые 15 минут дети делают зарядку для глаз с помощью специальных схем-тренажёров, расположенных на потолке. Пишут гимназисты перьевыми ручками, Так называемое импульсное письмо благотворно влияет на здоровье: оно соотносится с дыханием и сердцебиением.

Как правило, сегодня в десятых и одиннадцатых классах нет уроков русского языка и литературы. В балашихинской гимназии есть - целых шесть часов в неделю. Более того, введён урок риторики, который у гимназистов пользуется особой популярностью.

- Чему учим? - удивляется вопросу учитель русского языка и литературы Марина Анатольевна Боярчук. - Чему и должны: грамотно писать и излагать свои мысли, любить русскую литературу и ценить художественное слово.

На уроках-концертах ребята ставят спектакли, разыгрывают сценки из сказок, читают басни, баллады, поют народные песни, выступают в русских национальных костюмах, которые сами же и шьют. Мальчишки и девчонки погружаются в родную языковую среду, в различные исторические эпохи народной жизни.

- Для закрепления пройденного материала гимназисты пишут сочинения - путевые заметки, дневниковые записи, эссе, новеллы, стихи, которые занимают первые места в литературных конкурсах города, - продолжает педагог. Факультативно преподаётся деловой русский язык с учётом современных требований. Вместе с учителем информатики ребята создают образовательные сайты, например, последний посвятили книге. И мультяшки на компьютере делают.

Дорогая Ирина Борисовна!

В день нашего приезда в гимназию обожаемая всеми девочками Ирина Борисовна Барсукова, учительница начальных классов, куратор программы "Возрождение лучших русских традиций", принимала от подопечных поздравления с днём рождения. "Так В чём же оно, педагсгическое счастье?" - спросили мы учительницу.

- Это когда детей много, когда заботишься о них, когда смотришь в их светящиеся глаза и замечаешь в них благодарность ... Когда входишь в класс, а тебя встречает радостный хор детских голосов: "С днём рождения, дорогая Ирина Борисовна."

Сергей ЗЕНИН
наверх
© 2006 «Zemgym.ru» | разработчик: Ольга Егорова