главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха

РКПМО
Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
Как к нам поступить

Гимназия/О нас пишут/Журнал "Балашиха: голоса сердец"



№1 (7) 2008г.

Сердцем помню только детство…
(Мир детства в творчестве И. Бунина)

Крылова Майя НиколаевнаМир детства… Задумываемся ли мы над тем, как первые впечатления и представления об окружающем, полученные в детстве, реализуются в пору становления личности и взросления человека? Какую роль играет семья в развитии его творческих способностей, пробуждении фантазии, любви к окружающему миру?

Обратимся к творчеству наименее "детского" писателя - Ивана Алексеевича Бунина. Много ли у него рассказов, главными героями которых являются дети? Да, пожалуй, только небольшой рассказ "Цифры". И все же в стихотворении "При свече" И. Бунин признавался:

Сердцем помню только детство:
Все другое - не мое.

Мир детства - это особый мир, к которому он обращался в своих произведениях не раз. По словам известного исследователя творчества писателя Ю. Мальцева, "с последним русским дворянским писателем Буниным ушло последнее детство из нашей литературы". И хотя не вполне можно согласиться с этой точкой зрения (а как же "Детство Никиты" А.Толстого или "Последний поклон" В. Астафьева?), понимаешь, что речь в данном случае идет о созданных писателем картинах детства такой удивительной яркости, красоты и поэтичности, какие нечасто встретишь в современной литературе.

"Я родился и рос… совсем в чистом поле, которого даже и представить себе не может европейский человек. Великий простор, без всяких преград и границ окружал меня: где в самом деле кончалась наша усадьба и начиналось это беспредельное поле, с которым сливалась она? Но ведь все-таки только поле да небо видел я" - так с чувством трепетной любви к родному краю пишет Бунин в романе "Жизнь Арсеньева". Жизнь в единении с природой развила в нем такое качество, как способность наслаждаться ее красотой. Природа в творчестве Бунина никогда не фон, не пейзаж - она действующее лицо. В его произведениях не увидишь абстрактное дерево, каждое дерево имеет название: сосна, яблоня; не услышишь голоса неизвестной птицы; палитра красок природы столь многообразна, что для определения цвета писатель часто использует сложные прилагательные. О запахах же, которые служат для "распознавания и живописания мира сущего" в произведениях Бунина, говорил другой замечательный поэт, А. Твардовский. Перечитайте рассказ "Антоновские яблоки", уловите аромат спелой антоновки, почувствуйте бодрящий холод осеннего утра.

На уроках литературы в пятом классе мы встречаемся с замечательными бунинскими стихотворениями "Детство" и "Сказка" и в процессе работы с ними помогаем ученикам осознать, что поэт выступает в этих небольших лирических шедеврах как творец, который не копирует действительность. Он преображает ее силой своего вдохновения, извлекая из-под обильного слоя впечатлений воспоминания о давно минувшей поре и придавая им совершенную поэтическую форму. В самом деле, безграничные, сливающиеся с небом безбрежные поля, среди которых прошло детство писателя, и наполненный смолистым ароматом сосновый бор в стихотворении "Детство" - как отличаются эти два пейзажа. Это дает ученикам пищу для размышлений: что хотел сказать читателю своим стихотворением Бунин. Ведь поэту важно было не столько нарисовать реальный пейзаж, сколько передать саму радостную атмосферу детства. И постепенно перед ребятами открывается мир художественной фантазии, которая находит образы для своего воплощения. Они видят не певца природы только, а человека, стремящегося открыть красоту, радоваться ей и поделиться этим чувством с другими.

О творческой, преобразующей мир фантазии Бунина пишет в своих воспоминаниях Г. Кузнецова: "…в нем есть какая-то волшебная сила. Кажется, уже все знаешь, весь этот мир знаешь, живешь в нем, а он несколькими случайными словами создает волшебный мираж, страну, нигде не существующую, сказочную, более прекрасную, чем подлинная, потому что она не сам мир, а его волшебное отражение".

От отца Бунин унаследовал художественную и физическую, если можно так выразиться, одаренность, он обладал обостренным зрением, чутким слухом и тонким обонянием: "видел все семь звезд в плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги". Мать же, получившая более тонкое образование, обожала стихи Пушкина, Жуковского, читала их наизусть, поэзия была частью ее жизни, и даже иногда в представлении маленького Вани смешивались два женских образа - пушкинской Людмилы и матери, Людмилы Александровны. По воспоминаниям современников, об отце он говорил часто и охотно, с неизменной любовью. Чувство же к матери было настолько интимным и глубоким, что никогда и ни с кем, даже с женой, не касался он этой темы. Стихотворения, посвященные матери, воссоздают тихую, уютную атмосферу родного дома, герой чувствует себя защищенным от невзгод ("не ты ли ангелом была?"), в интонации лирических строк умиротворение и спокойствие. В стихотворении "Помню - долгий зимний вечер", слушая плач бури у окна, маленький герой грустит, не в силах сомкнуть глаза и заснуть. Успокаивающий голос мамы утешает его, и грустный зимний вечер превращается в воспоминание о теплом лете.

Дорогой мой, - шепчет мама, -
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять,-

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!

Конечно, в основе этого стихотворения детские впечатления самого поэта, образ матери, ласковой и нежной, выписан им с глубокой любовью. Не от нее ли и эта удивительная способность преображать окружающий мир силой собственной фантазии?

Красота родного края, детские воспоминания, материнская любовь воплощены в произведениях писателя с поразительной поэтической силой. Переход от детства к отрочеству и юности для Бунина - это переход от "райского" состояния к невзгодам, тяготам того мира, где тоска, труды, неудовлетворенность, потеря "невинности и счастья". Он вступает в тревожную и радостную пору юности, полный надежд, неясных ожиданий, с планами своих первых еще незрелых произведений.



Крылова Майя Николаевна,
к.п.н., учитель русского языка и литературы МОУ "Земская гимназия"
наверх
© 2006 «Zemgym.ru» | разработчик: Ольга Егорова