главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха

РКПМО
Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
Как к нам поступить



Гимназия/О нас пишут/"Культура"



"Культура", 22-28.01.2004

Говорить о здоровье нации сегодня модно. А между тем тема эта грустная и даже не лишенная трагизма, что наглядно видно из цифр. Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, еще в 1992 - 1993 годах исследовавшие пробл-ему жизнеспособности различных наций и государств и оценивавшие ее по 5-балльной шкале, удостоили Россию лишь 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны, и, чтобы повернуть эту реку вспять, нужны титанические усилия. Надеяться на то, что нас ждет более оптимистичное будущее, увы, не позволяют ярко выраженные тенденции. По результатам Всероссийской диспансеризации детей 2002 года, за последние десять лет доля здоровых детей снизилась с 45,5 до 33,89 процента с одновременным увеличением вдвое числа детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Как ни печально, от 20 до 40 процентов негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны с... образованием. А именно со школой, в которой все без исключения дети проводят большую часть времени.

Так, по данным разных исследований, пять лет назад здоровыми можно было признать лишь 5 - 25 процентов школьников. Причем, если в начальной школе здоровы 11 человек из 100, то в средней - уже только 5(!). Результаты исследования Института возрастной физиологии РАО говорят о том, что за период обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 3 раза - патология органов пищеварения, а число детей, имеющих пограничные нарушения психического здоровья, за период обучения увеличивается от 20 до 70 процентов.

Вывод можно сделать только один - отдавая ребенка в школу, каждый родитель рискует его здоровьем. Осознают ли папы и мамы это в полной мере? Боюсь, что нет, поскольку ни одному руководителю образовательного учреждения не придет в голову предупреждать их о потенциальной опасности. А государственные мужи, имеющие ясное представление о положении вещей, отчего-то не слишком торопятся это положение менять. Впрочем, в последнее время в образовательных кругах все чаще можно услышать новое словосочетание - "здоровьесберегающие технологии". Понятие это довольно емкое. Тут вам и развитие физкультуры и спорта, и профилактика заболеваний, и оборудование школьных медицинских кабинетов, и прочие меры, призванные сберечь детское здоровье, неумолимо подрываемое учебным процессом. Все эти начинания, конечно, можно только приветствовать, радуясь тому, что нынешним первоклассникам не придется расплачиваться за знания искривленным позвоночником и нервным расстройством. Однако многие ученые не разделяют подобного оптимизма, полагая, что витаминами и спортивными секциями дела не поправишь. И у них есть на то вполне серьезные основания.

Московская областная научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования, что в Сергиевом Посаде, занимается изучением влияния школы на здоровье детей уже 20 лет. Возглавляет ее Владимир Базарный - знаменитый хирург-офтальмолог, ранее руководивший краевой лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР. За это время специалистами лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания. То есть, разработана и опробована в сотнях школ страны безопасная система образования, принципы которой просты, как все гениальное.

По мнению Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребенка. Во-первых, в ее основе лежит закрепощение детского организма - режим систематического сидения, "близорукого" и узкоформатного зрения. Специалисты доказали, что уже через 10 - 15 минут работы на контрольной ребенок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте. Результат - так называемый школьный шок и ранняя стенокардия. Второй фактор - сенсорно обедненная школьная среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За одиннадцать лет, проведенных в четырех бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей. Наконец, не менее губительно для ребенка, по мнению Владимира Базарного, так называемое раннее "интеллектуальное" развитие, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.

"Современная школа, - считает ученый, - должна быть объявлена вне закона. Ученые бьют в набат, но государство их не слышит. А ведь сегодня мы уже находимся в критическом положении - ежегодно ситуация с психическим и физическим здоровьем детей ухудшается в два раза. Спровоцирована эпидемия - больные родители не могут иметь здоровых детей. Большинство юношей не годны к армейской службе. Чего же еще мы ждем?"

О методике Базарного наслышаны как многие педагоги, так и чиновники от образования и здравоохранения. Однако в полной мере оценить ее эффективность могут, наверное, лишь те, кто опробовал ее на практике.

Пример широкого применения технологии Базарного у нас пока только один - это Республика Коми, где данная технология девятый год отрабатывается в 500 школах. В Москве и Московской области таких учреждений всего два - столичная школа-лаборатория № 760 и Балашихинская Земская гимназия.

Школа-лаборатория № 760 находится в одном из самых экологически неблагоприятных районов Москвы, на Ярославском шоссе. Но на здоровье детей здесь не жалуются. Пятнадцать лет назад директор школы, кандидат педагогических наук Владимир Гармаш при поддержке ученых начал эксперимент, плодами которого сегодня можно гордиться. "Благодаря использованию методик Базарного, - рассказывает Владимир Гармаш, - отклонения в осанке у нас имеют всего 2 процента детей, и только у 12 процентов зрение ниже единицы, а степень реакции наших ребят на внешние раздражители в 2,5 раза выше, чем у обычных детей". Но это, пожалуй, не самое главное. "Беда современного образования в том, что оно отказалось от алгоритма чувства, принеся его в жертву алгоритму знания, - продолжает Владимир Гармаш. - Отсюда все нарушения психосоматики. Мы пытаемся вернуть ребенку возможность образного восприятия мира, без которого любая личность ущербна".

Внешне 760-я школа, получившая три золотые медали на последней выставке "Образовательная среда", ничем не отличается от других столичных учебных заведений. Но вот мы с директором идем в гости к второклассникам, и, едва переступив порог класса, я начинаю удивляться, еще не подозревая, что это чувство будет сопровождать меня на протяжении всего знакомства со школой.

В первую очередь обращаешь внимание на парты, каждая из которых совмещена с конторкой - один ребенок стоит, другой сидит. Через каждые 15 минут в классе звучит сигнал, и дети меняются местами. Высота парты и конторки легко регулируется, и малышам не приходится склоняться или тянуться вверх. И диву даешься, как все это нетрудно и не накладно сделать.

На классном потолке нарисованы "диаграммы для разгрузки зрения" - зеленый и красный круги, черная восьмерка со стрелочками. Несколько раз в день ребята водят глазами по линиям - это и игра, и тренировка одновременно. Еще одно обязательное упражнение выполняется дважды в течение урока: в верхних углах класса поочередно вспыхивают цветные фонарики, которые нужно "поймать" хлопком. "С одной стороны ближнее зрение меняется на дальнее, - объясняет Владимир Гармаш, - а с другой - развиваются реакция и умение быстро ориентироваться в пространстве, задействована сенсорная система". С той же целью на тонкой леске на высоте примерно двух метров от пола подвешены небольшие крестовины с крючками, на которые учителя вешают наглядный материал для урока.

Разглядывая все эти нехитрые на первый взгляд приспособления, вдруг замечаю на партах чернильницы. "Шариковыми ручками у нас дети не пишут, - комментирует директор. - Это ведь безотрывное письмо - через 20 минут у ребенка налицо все признаки стенокардии. А почему? Да потому что нарушается естественный синусоидальный ритм организма ребенка. А вот когда он учится писать сначала карандашом, потом перышком, по принципу нажал - отпустил, все находится в гармонии".

Во время нашей беседы в классе вовсю кипит жизнь. Несколько второклашек воюют, вооружившись собранными из конструктора автоматами, другие упражняются на спорткомплексе. Что может быть лучше для мальчишек, когда учебный день закончен? В соседнем классе, у девочек, совсем иные развлечения - поливают цветы, баюкают куклу в колыбели. Параллельно-раздельное обучение - один из главных принципов методики Базарного и, пожалуй, самый спорный из них.

Полоролевое воспитание не предполагает изоляцию школьников и школьниц. Они общаются на переменах, вместе занимаются в кружках, участвуют в праздниках. Правда, праздники здесь тоже не совсем обычные. Например, недавно первоклассники проходили своеобразный обряд инициации - мальчиков посвящали в "богатыри земли российской", а девочек - в "невестушки". У тех и у других есть свой кодекс чести, свои правила поведения и традиции. И если у мальчишек в классе можно увидеть меч и щит, то у девочек - предметы для рукоделия. По мнению Владимира Гармаша, только таким образом можно воспитать у детей чувство патриотизма. Скажете, какая тут связь? Самая прямая - человек будет защищать только то, что ему действительно дорого. И если он - нормальный муж и отец, искать мотивацию уже не нужно, а если семья не является для него ценностью, делать это почти бесполезно. И никакие уроки НВП тут не помогут.

О 760-й школе можно рассказывать долго, а чтобы познакомиться со всем, что в ней есть удивительного, не хватит дня. Чего стоят только школьные музеи (а их здесь целых восемь!), куда ребята приходят не раз в год на экскурсию, а каждый день на уроки истории и литературы. А ведь это и есть та сенсорно обогащенная среда, позволяющая сохранить способность воспринимать не только слово, но и образ, не только символ, но и реальность. Причем создана эта среда в большой степени руками самих детей.

Конечно, не каждой школе под силу развернуть в классах музейные экспозиции, организовать восемь музыкальных ансамблей, свой собственный поисковый отряд, создать школьную радиостанцию и т.д. Но освободить от тюлевой завесы окна, чтобы взгляд ребенка не утыкался в одни и те же крашеные стены, или поставить малышам в классы конторки - не такой уж великий подвиг. Возможно, что на выходе медалистов не будет столько, сколько их в школе Гармаша, но разве это главное?

Родителям, решившим отдать ребенка в Балашихинскую Земскую гимназию, обещают, что их ребенок будет любить школу. И это, по мнению всех педагогов и директора Галины Кравченко, главный залог успешного образования. Здесь не гонятся за быстрыми результатами и не стремятся любой ценой вложить в ребенка необходимый объем информации. Гораздо важнее создать атмосферу доброжелательного сотрудничества и бесконфликтного общения детей и взрослых.

"Если не отбить у детей желание учиться, - считает Галина Викторовна, - рано или поздно учеба принесет свои плоды. Сегодня учебный план таков, что в начальной школе ребенок перегружен на 25 - 30 процентов, а ведь это такой возраст в жизни человека, когда он должен радоваться жизни, а не тяготиться ей. Поэтому задача школы - помочь ребенку сохранить это открытое отношение к миру и найти возможность творчески раскрыться в нем".

В отличие от 760-й московской школы технологии Базарного в Балашихинской Земской гимназии сочетают с воспитанием в русле православной традиции. И хотя гимназия позиционирует себя как светское учебное заведение, каждый родитель дает согласие на то, что ребенок в процессе обучения будет приобщен к религиозной культуре. А раз определена система ценностей, то и проводить, скажем, те же идеи раздельного воспитания, конечно, легче. С тех же позиций преподаются гуманитарные дисциплины, строится внеурочная работа и т.д. При этом тот, кто полагает, что всякое учебное заведение с "религиозным уклоном" ограничивает свободу ребенка и подавляет его волю, в данном случае может убедиться в своей неправоте. Свобода и ответственность - главный принцип воспитания в гимназии. Неслучайно уже несколько лет здесь реализуют специальную программу формирования чувства собственного достоинства детей, разработанную известным психологом Ириной Зимней. "Ребенок с самого раннего возраста должен находиться в позиции размышления, - считает Галина Кравченко. - Его нужно учить понимать самого себя и находить свое место в обществе, не ущемляя других". Сделать это без участия семьи, по мнению директора, невозможно. Поэтому родители - самые частые и желанные гости в гимназии. На родительские собрания приходят целыми семьями, и не для того, чтобы, сгорая от стыда, выслушивать упреки учителя. Ведь любой разговор о ребенке здесь всегда начинают с его успехов, пусть даже самых незначительных по сравнению с неудачами. Кто-то может усомниться, что все это имеет отношение к здоровью. Ответ не нужно долго искать. "Мне очень нравится учиться в гимназии, потому что здесь спокойно", - написала одна девочка. А это значит, что нет стрессов, ненужных волнений, негативных эмоций, угнетающих детскую психику, которых зачастую в школе больше, чем радости. Нет страха перед учителем, директором, перед собственными неудачами. При желании в эффективности такой среды можно убедиться на цифрах. Каждый третий гимназист закончил 11-й класс с медалью, и все без исключения поступили в высшие учебные заведения. Болеют здесь значительно реже, чем в обычной школе, а после двух лет использования технологии Владимира Базарного все, кто прежде носил очки, сегодня уже о них и не вспоминают.




наверх
© 2006 «Zemgym.ru» | разработчик: Ольга Егорова