главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха

РКПМО
Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
О нас пишут
Как к нам поступить

Гимназия/Основные направления развития/Программа "Достоинство. Взаимоуважение и ответственность личности"

Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальной школы и направлена на сохранение психического и нравственного здоровья детей. "
     Программа "Достоинство" - составная часть разработанного нами курса для начальной школы , имеющая продолжение в среднем и старшем звене.
     Актуальность проблемы угасания психического и физического здоровья подрастающего поколения подвела нас к необходимости разработки данной программы.
     Младший школьник еще находится на том этапе, когда с одной стороны его нервная система наиболее чувствительна к целенаправленному обучению, а с другой стороны он проходит один из самых сложных и уязвимых переходных периодов развития от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность психологических процессов и интеллектуальная мотивационная неготовность некоторых учащихся к обучению, нередко приводит к возникновению школьных трудностей и проблем, связанных с обучением и общением. Выявить и скорректировать эти проблемы позволяет данная программа.
     Эта программа реализуется не только на уроках психологии. Она является основой для создания доверительно-уважительных отношений между учителем и учеником, и благоприятного климата в школе в целом.

Основные цели и задачи программы:

  • обеспечить учебную адаптацию ребенка к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому, поддерживать и развивать познавательную активность детей
  • повышать уровень школьной мотивации
  • снижать школьную тревожность, снимать утомление, развивать у детей творческие способности, создавать условия для их разнообразного самовыражения
  • развивать самопознание, самооценку, самоорганизацию и саморазвитие личности
  • установление в классе отношений доверия, открытости, доброжелательности, сплочение детского коллектива.
Наша программа имеет следующие отличительные черты:
  1. Она развивает у учащихся чувство безопасности, самость, компетентность, принадлежность, целеполагание.
    - БЕЗОПАСНОСТЬ.
    Цель: воспитывать отношение и поведение, которые способствуют возникновению чувства безопасности: надежность, личную ответственность, уважительное поведение, изучение того, как работать с непредвиденными обстоятельствами, нахождение путей улучшения условий вокруг нас, понимание ожиданий. Ученик с высоким уровнем безопасности проявляет сильные чувства уверенности, справляется с изменениями и неожиданностями без стресса. Такой ученик чувствует себя спокойно, зная, что всегда есть на кого положиться.
    В условиях класса ученики обычно чувствуют себя в безопасности, если могут доверять и зависеть от учителя, и когда понимают правила и ограничения для данной ситуации.
    - САМОСТЬ.
    Цель: учить определять свои достоинства, недостатки, свои сильные и слабые стороны, поощрять учеников к самопознанию. Когда достигнут хороший уровень самопознания, ребенок обладает точным и реалистичным описанием своей роли и характеристик. У такого ученика развито чувство индивидуальности, неповторимости, самооценка в норме.
    - КОМПЕТЕНТНОСТЬ.
    Цель: воспитывать чувство личной ответственности, которая развивает способности исследовать поставленные задачи, рассматривать альтернативы и принимать решения, приобретать опыт успеха. Чувствовать себя компетентным, осознавать не только свои сильные стороны, но и свои слабости.
    Ученик с высоким уровнем компетентности чувствует себя способным, а поэтому желающим принять на себя риск, ответственность. Такие ученики не боятся обмениваться мнением или идеями. Они способны внутренне контролировать себя и признавать удачу, успех. Проигрыш, неудача не меняет дела. Ошибки воспринимаются как ценный инструмент познания.
    - ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ.
    Цель: воспитывать потенциал принадлежности, а именно, чувствовать себя хорошо в обществе, быть связанным с другими и принятым ими, поддерживать дружбу, способность к сотрудничеству и выражению сочувствия к другим, учить делиться своими ощущениями и работать коллективно.
    Ученик, который хорошо чувствует себя в обществе , ощущает себя связанными с другими и принятым ими. Такой ученик способен поддержать дружбу, настроен на сотрудничество и выражение сочувствия к другим.
    - ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (умение ставить и достигать цели).
    Цель: учить определять реальные и достижимые цели, умение следовать своему плану, чувствовать ответственность за свои поступки, учить видеть положительные перспективы своего будущего, усилить в себе мотивацию к действию, искать альтернативу в решении проблем и оценивать себя в соответствии с прошлыми достижениями.
  2. Программа обеспечивает преемственность дошкольного и школьного образования, осуществляет связь школы с семьей и внешкольными учреждениями.
  3. Этот курс, как учебный предмет, отдает приоритет воспитательным целям перед обучающими, что позволяет педагогам использовать программу в воспитательной работе. Программа "Достоинство" направлена на становление у учащихся основ духовно-нравственной, психологической и этической культуры. Она включает в себя: соответствующую возрасту грамотность и компетентность в этих областях, ориентацию на общечеловеческие ценности, осознанное и творческое отношение к собственной жизни.
  4. Программа позволяет индивидуализировать процесс развития учащихся и способствует оказанию психологической помощи детям, испытывающим трудности в учебной деятельности.
Нетрадиционная форма проведения занятий позволяет использовать большое количество разнообразных методов, а именно:
  • групповая дискуссия
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов
  • создание проблемной ситуации, с их последующим анализом
  • игры
  • драматизация
  • рисуночные методы
  • тестирование и другие диагностики
  • задания для наблюдения на дом.
      Все занятия имеют общую гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей, учитывают проблемы и поведение конкретных детей. Темы занятий могут дублироваться в следующем классе с целью закрепления, расширения и углубления понятий в зависимости от особенностей учащихся конкретного класса. Педагоги могут сами определить, какие темы надо дублировать, а какие вводить новые. Для более эффективной работы имеет смысл привлекать родителей, семью к выполнению некоторых заданий. Допускается присутствие родителей на занятиях (по предварительной договоренности) и участие в некоторых из них.
Наталья Борисовна Глебова и Ирина Алексеевна Зимняя      Разработанная программа рассчитана на то, что занятия проходят 1 раз в неделю. В конце учебного года дети подводят итог своим успехам за год, вписывая свои достижения в "Тетрадь моих успехов и достижений". Учитель пишет поздравления, отмечает достижения каждого ученика за истекший период.


     Программа "Достоинство", реализуется под руководством блестящего тандема профессионалов: доктора психологических наук, академика РАО Ирины Алексеевны Зимней и кандидата филологических наук, доцента, преподавателя английского языка Наталии Борисовны Глебовой - проходит как через предметное содержание, так и через взаимоотношения педагогического коллектива с учащимися и родителями, вовлекая педагогов и родителей в исследовательскую работу. Главными компонентами программы "Достоинство" являются созда-ние чувства безопасности и ответственности, знание самого себя, выработка профессионализма и компетентности, чувства цели и принадлежности.

   
наверх
© 2006 «Zemgym.ru» | разработчик: Ольга Егорова