главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха

РКПМО
Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
Как к нам поступить



Гимназия/О нас пишут/"Учительская газета"
Учительская газета
Мария КОЗЛОВА
19 мая 1998 г.

В окружении ребят Игорь Евгеньевич Спирин выглядит еще моложе. Молодой учитель -обожаемый своими ученицами, предмет подражания для мальчишек - он ждет от них понимания, так же, как они от него - безупречности. Трудно быть требовательным другом: воспитывать незаметно, словно случайно, изо дня в день объяснять маленькому человеку законы взрослого мира. Для этого нужно иметь добрый глаз. Игорь Спирин смотрит на детей не сверху вниз. Он смотрит параллельно их возрасту и старается научить расти. Наверное, получается. Подмосковный победитель областного этапа конкурса "Учитель года - 98" в детстве, как и все нормальные мальчишки, мечтал стать космонавтом. Теперь его космос - обыкновенный класс с партами и разными, большими и маленькими, звездочками, которые тоже нужно изучать и открывать. Его звездная карта - это классный журнал. "Я учусь ставить двойки тогда, когда это действительно необходимо", -говорит звездочет.

Если соблюдать хронологию, следует упомянуть, где учился победитель. И куда поступал. Как все идеалисты, Игорь метил в МГУ, выбрав один из самых "блатных" факультетов - русский язык как иностранный. В приемной комиссии первый раз ему указали на дверь, сославшись на плохую кардиограмму, второй - на отсутствие характеристики от райкома комсомола. Был найден друг-спортсмен с идеальным биением сердца, созван райком. Но документы не приняли все равно. Не судьба. Университетский филфак Игорю также не улыбнулся - подвел английский. Пошел с горя в Московский областной педагогический им. Крупской. "Мне он понравился тем, что находился в окружении замечательных ларьков с пивом и пирожками", - вспоминает учитель.

Угораздило попасть в армию. Забрали с "дневного". Повестка пришла во время студенческой "картошки". И два года в частях ВВС - без единого свидания с родными. От тех дней остались две огромные пачки писем. Семьсот - туда, семьсот - обратно. "Я все себя уверяю, что когда-нибудь мне захочется это прочитать. Пока не захотелось. Но я хорошо помню, что писал".

Работать в школу Игорь Евгеньевич пошел с желанием. Первые ученики оказались обыкновенными и необыкновенными одновременно. К счастью, ни одно разочарование не постигло.

- Больше всего удивило и удивляет по сей день, как они зависят от тебя! Ты можешь научить, чему хочешь и как захочешь. Единственный контроль - совесть и твои собственные понятия о правильности того, что делаешь.

Просто ни чем не ограниченная власть над богатством, которое можно приумножить, а можно и потерять.

Проблема дисциплины - она есть у всех учителей. Молодые педагоги идут на урок с паническим страхом перед шумящим классом. Когда дети не слушают - это невыносимо. Что сделать, чтобы победить шум? Спирин просто берет паузу, секунд на пять. Этого достаточно.

- С чего начать, когда заходишь в класс? Пришел, улыбнулся. Скажи: "Я рад вас всех видеть", - если ты действительно рад их видеть.

В1995 году выяснилось, что даже на хлеб без масла зарабатывать не получается. Родители по-прежнему заботились и по-прежнему понимали. Игорь решил, что надо бросать и делать что-то новое. Полгода жил на даче, копался в огороде, выращивал клубнику. "Очень тяжелое время, полная пустота. Не было сил и, кажется, не было надежды. Я чувствовал себя как человек, который попытался совершить самоубийство".

Когда Игорь пришел устраиваться в Земскую гимназию, Галина Кравченко, директор, посмотрела на него не как будущий преподаватель, как врач на больного. "Вы в Бога верите?"

- Я почувствовал, что здесь мной заинтересовались, как человеком. Здесь нужен не просто рабочий... Ушло ли то состояние, которое было на огороде? Ощущение пустоты? Мне страшно о нем вспоминать, но я его помню и никогда не забуду.

Конкурс. Никакого настроения участвовать. Хотелось просто работать, никому не доставляя никаких хлопот. "Когда завуч подошла и спросила, не хочу ли поучаствовать, я ей честно сказал - не хочу. А потом подумал - чем черт не шутит".

Первая конкурсная встреча называлась "Педагогическая гостиная". Игорю досталось задание пригласить на танец. Он воспринял это буквально. Сказал: "Приглашаю всех женщин", - и устроил настоящий пляс.

Чем черт не шутит. Предстояло дать первый урок на взрослых детях. Учительская публика очень серьезная. Тема - сказки Салтыкова-Щедрина. На уроке Игоря присутствовал эксперт - профессор, специалист по фонетике и акцентологии. "При нем рот открыть было страшно". Профессору особенно понравилось, что Спирин уложился в сорок минут и ни секунды у него не отнял.

"Я русский учитель, а значит, первый защитник основ национальной культуры и национальной литературы, -так начиналась защита педагогической философии Игоря Евгеньевича. - Кто первым заступится за ребенка, за родную речь? Конечно же, это должен сделать я. Надо, чтобы человек умел любить свою литературу, свой язык, родную музыку. Мог любить и говорить об этом. Если хотя бы это чуть-чуть у меня получается, я считаю свою задачу выполненной",

Игорь Евгеньевич, молодой учитель русского языка и словесности, стал победителем. Наверное, ему завидовали. Только он не был рад ни признанию, ни славе. Избегал журналистов - не из кокетства. Видимо, не хотел пройти медные трубы до огня и воды. Впереди - всероссийский конкурс. Но дело даже не в этом. По окончании конкурса - всплеск одиночества.

- Я откровенно чувствовал, что не хочу ничем заниматься. Первые три дня после победы - жуткая пустота. Радости я ни на секунду не испытал. Никогда не позавидую людям, за которыми гоняются журналисты. Моя популярность мне совсем не нужна.

Известно, что достигнутая мечта - уже не мечта. Да, кажется, Спирин и не мечтал о славе. Она случайно его нашла.


наверх
© 2006 «Zemgym.ru» | разработчик: Ольга Егорова