гимназия духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха


Новости

Назад в раздел Новости


13.12.08

5 декабря 2008г. учитель русского языка и литературы Крылова Майя Николаевна за работу "Тютчевские мотивы в лирике Бунина", представленную на конкурс "Тютчев и Россия: пророк в своем Отечестве", получила звание лауреата.

"Как слово наше отзовется…" (тютчевские мотивы в лирике И. Бунина)

Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась -
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас…
Ф.И. Тютчев

По меткому замечанию поэта, "бывают странные сближенья". В самом деле, то, что волновало одного писателя, художника, неожиданно становится созвучным другому творцу, несмотря на разделяющие их многие десятилетия. Лирика Федора Ивановича Тютчева, ценимая избранным кругом его современников, вдруг зазвучала с необычайной силой в начале двадцатого века, став едва ли не знаменем эпохи. Очевидно, что волновавшие поэта мысли об одиночестве человека, духовном кризисе многих современников, пророческое предчувствие, что христианская цивилизация стоит на пороге исторических потрясений, - все это нашло отклик в душе читателя на рубеже веков. Как тут не вспомнить тютчевские строки: "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!" Что как не "роковые минуты" переживало общество в начале двадцатого века. Целью нашего небольшого исследования является установление внутренних взаимосвязей творчества двух замечательных поэтов, разделенных во времени, - Ф.И. Тютчева и И.А. Бунина.

Художественный мир Ф.И. Тютчева почти всецело создан в образах природы. Впоследствии жизнь природы стала одной из центральных тем творчества таких поэтов, как А. Фет, И. Бунин, С. Есенин, Н. Заболоцкий. Как поэт-тайновидец природы, Ф.И. Тютчев воспевает ее переходные, подчас роковые состояния, перед которыми цепенеет человеческий рассудок и оживает "дикое, неразгаданное, ночное". Именно благодаря Тютчеву в русской поэзии обрели философскую значимость образы грозы, зарниц, ночного ветра как разнообразные свидетельства сокровенной силы самой природы. И в то же время более чем кого-либо из его предшественников поэта привлекает поэзия сумерек, переход от дня к ночи и обратно, круговорот суточного времени. В стихотворении "День и ночь" особенно образно показана трагическая диалектика "дня" и "ночи", которая раскрывается не только в природе, но и в человеческой душе. День, как покрывало, скрывает бездну "с своими страхами и мглами", ночь отбрасывает "ткань благодатную покрова", обнажая их и делая человека беззащитным. Обратим внимание на то, что стихии природы описываются Тютчевым не в чистом виде, не как пейзаж, а как самостоятельные силы мироздания, и это делает поэта предвозвестником поэзии начала XX века. Умение чувствовать природу, прозревать скрытую, недоступную взору сущность ее проявлений было возможно для него еще и потому, что он был не только художником, но и мыслителем, тем, кого древние называли vates - поэтом-пророком. Одушевление природы, которое является особенностью пейзажной лирики Тютчева - это не поэтическая условность, он верит в сокровенную жизнь, таящуюся в недрах природного вещества:

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы.

Мимолетность человеческой жизни и вечная жизнь природы, которая "не помнит о былом" из-за цикличности происходящих в ней процессов смены времен года… Что оставит человек после себя на земле? Неужели правда, что человек лишь "греза природы"? Облеченные в совершенную художественную форму размышления поэта о природе и человеке не оставляют равнодушным читателя. Есть о чем задуматься.

Певцом природы, внимательным ко всем происходящим в ней процессам был Иван Алексеевич Бунин. Известно, что его поэзия развивалась в демонстративной ориентации на классические традиции, в принципиальном отрицании поэтического модернизма. По страстности своего характера он упорно и беспощадно боролся против "излишних новшеств". 6 октября 1913 года на праздновании юбилея газеты "Русские ведомости" он произнес мгновенно ставшую знаменитой речь, направленную против "уродливых, отрицательных явлений в русской литературе". Поэт с горечью говорил: "Исчезли драгоценнейшие черты русской литературы: глубина, серьезность, простота, непосредственность, благородство, прямота, - и морем разлилась вульгарность и дурной тон, - напыщенный и неизменно фальшивый. Испорчен русский язык…" Для творческого метода самого Бунина характерна исключительная точность словоупотребления. "Сравнения, всякие одушевленности должны диктоваться величайшим чувством меры и такта", - пишет он. Этому, конечно, он учится у своих великих предшественников, в том числе и у Тютчева. И если на грани веков для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях девятнадцатого века, то в последующие годы он все больше обращается к философской лирике, продолжающей тютчевскую проблематику.

В творчестве Тютчева трагическое звучание получает тема одиночества человека в окружающем его мире. Наиболее глубоко она раскрывается в его известном стихотворении "Silentium" ("Молчание").

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.

Поэт говорит о невозможности человеческому сердцу высказать себя, о трагическом непонимании между людьми, о бессилии слова ("мысль изреченная есть ложь"). Ценность представляет только внутренний мир самого человека, мир "таинственно-волшебных дум", столь хрупкий, что наружный шум может его оглушить и разрушить. Отсюда высочайшая требовательность к поэтическому слову и понимание того, что оно может встретить отклик только у читателя, настроенного на одну волну с автором, откликающегося сердцем на созвучные ему темы:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

Состояние одиночества усугубляется жизненными потерями, понесенными поэтом ("Брат, столько лет сопутствовавший мне, и ты ушел…"). Пронзительно по силе чувства стихотворение, написанное к годовщине смерти любимой женщины, в котором боль одиночества несколько смягчается возможностью мысленного общения лирического героя с дорогим человеком, надеждой на то, что и в том мире о нем помнят.

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?

Стихи Бунина начала века продолжают тютчевскую, космическую традицию. Жизнь человека воспринимается поэтом как часть грандиозного действа, развертывающегося на просторах Вселенной, человек лишь малое дитя огромного мира, он обречен на одиночество и непонимание. Его юношеское стихотворение "Зачем и о чем говорить?" - это прямое подражание знаменитому тютчевскому "Silentium".
Ощущение одиночества в творчестве И. Бунина порой подчеркнуто эстетизируется:

Если б только можно было
Одного себя любить,
Если б прошлое забыть, -
Все, что ты уже забыла…

Преодоление одиночества возможно за счет опыта предшествующих поколений, отсюда обращение к старине, чувство, что "мертвые не умерли для нас". Сила, способная противостоять смерти, по мнению поэта, - это красота, которая рождает любовь-страсть. Она совершает прорыв в одиночестве, но когда ее земные возможности исчерпаны, повергает героя в отчаяние. Скрытым трагизмом наполнено одно из известнейших бунинских стихотворений "Одиночество":

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Печальный осенний пейзаж, словно усиливающий острую боль от расставания с любимой женщиной, понимание того, что только время, может быть, способно залечить душевную рану, а пока остается тоскливое существование - все это своего рода подступы к художественному постижению "темных аллей" души человеческой, тот скрытый психологизм, который проявляется не в пространных описаниях душевных переживаний героев, но в подчас бытовых деталях и внешне спокойной интонации:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Интересно, что тонкий лирик, поэт К.Р., критически отнесся к такому реализму, увидев в признании героя бытовую подробность, доходящую "чуть ли не до цинизма": от художника ушла любимая, а он мечтает о собаке. Между тем это язык уже нового времени - лаконизм, при котором смятенность чувств передается посторонней, на первый взгляд, фразой. Язык А. Чехова. К началу 1900-х годов окончательно оформляется поэтическая система Бунина: предельная точность слова, резкая прозаическая деталь, использование реально-конкретного, часто сниженного образа - по контрасту, эстетическому и эмоциональному, к развитию ведущей темы.

Есть что-то похожее в творчестве этих поэтов, когда они пишут о любви. Конечно, это тема отдельного большого исследования. Скажем лишь, что в любовной лирике Тютчева подчас клокочут стихии, которыми человек не в силах управлять:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Катастрофична любовь и в произведениях Бунина, однако именно в любви происходит выход из жизненных будней в подлинное существование.

И в то же время нельзя не отметить другой лик любовной лирики Тютчева, строки, наполненные просветленной пушкинской интонацией:

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…

Говоря о духовном развитии поэта, можно увидеть, что, как герои Достоевского, он проходит путь от сомнений и поисков к христианским ценностям. В России он видит великую империю, способную противостоять духовному кризису Западной Европы:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Судьба России как национального целого, ее историческая роль, предназначение в настоящем и будущем, любовь к ней становятся предметом творчества обоих поэтов, их духовных поисков, раздумий. Поэтическое открытие народной России совершается в поздней лирике Тютчева:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Стихотворение Бунина "Родина" как будто бы несет в себе то же колористическое решение. Прочитаем его:

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Художественный мир Бунина состоит из смешения красок, поэтому поэт так часто использует сложные прилагательные, чтобы изобразить удивительную игру света, полутонов, находя своеобразную прелесть в неброской красоте среднерусской природы, ее заснеженных просторах, бесконечных лесах.

Но "гордый взор иноплеменный", о котором говорит Тютчев, едва ли заметит то, что скрыто под внешне смиреной оболочкой, то, что составляет духовную силу русского народа, народа-христианина:


Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

Другое стихотворение Бунина - "Родине" представляет собой небольшую лирическую зарисовку, где образ родины сливается с дорогим для него образом матери, которая как родительское благословение "последний грошик сберегла" для свидания с сыном, стыдящимся ее бедности. Это горький упрек современникам, да и всем нам.

Подводя итог нашего небольшого исследования, заметим, что, будучи европейски образованными людьми, впитавшими культурные достижения мировой цивилизации, и Тютчев, и Бунин проявляют столь присущее простому русскому сердцу смирение, изливая благодарность Творцу в прозрачно-чистых строках:

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые -
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
(Ф.И. Тютчев)

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые цветы меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
( И.А. Бунин)
наверх
© 2006 «Zemgym.ru» | разработчик: Ольга Егорова