главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха


Новости

Назад в раздел Новости


22.01.2010

Урок литературы в Центральной районной библиотеке имени Ф.И. Тютчева


22 января в Центральной районной библиотеке имени Ф.И. Тютчева прошел урок литературы «Жизнь природы там слышна», он был посвящен творчеству этого замечательного поэта, его пейзажной лирике. Участники события – ученики пятого класса МОУ «Земская гимназия». Место проведения урока выбрано неслучайно. Центральная библиотека единственная в Подмосковье носит имя Федора Ивановича Тютчева; именно здесь проходят интересные творческие мероприятия по популяризации его наследия: ежегодные научно-практические конференции, литературные конкурсы, встречи с интересными людьми.

Уже при входе в библиотеку учеников встретили ее директор Л.Н. Покрасова и ученый секретарь Н.Ф. Крылова. Тепло приветствуя пришедших, Лариса Николаевна отметила тот факт, что морозы не помешали детям прибыть в это место, знакомое каждому жителю Балашихи, хоть немного интересующемуся творчеством замечательного поэта, и пригласила всех в просторный конференц-зал, где состоялся урок, о котором и пойдет речь в нашей небольшой статье. Сама обстановка уже настраивала на восприятие творчества поэта: на стенах зала – портреты Ф.И. Тютчева, дорогих его сердцу людей, пейзажи памятных тютчевских мест.

В непростом процессе встречи школьника с лирическим произведением особенно важным является момент психологической подготовки – создания нужного настроения; этот этап должен быть особенно эмоциональным, стимулирующим воображение школьников и их интерес к изучению творчества поэта. При этом сведения биографического характера привлекаются в той мере, в какой они необходимы для понимания замысла художественного произведения. Настроить учеников на восприятие пейзажной лирики Ф.И. Тютчева помог романс на слова поэта «Люблю грозу в начале мая». Прозвучали строки, с детства знакомые каждому и легко узнаваемые. Дети радостно назвали имя автора. Андрей Федоров рассказал о некоторых эпизодах жизни поэта, его творчестве. Затем ученики увлеченно читали стихотворения Тютчева о природе и делились своими впечатлениями, отмечали особенности изображения природы в этих поэтических шедеврах, рассказывали, что привлекло их внимание в прозвучавших произведениях. В результате совместной работы пришли к выводу, что природа в них изображена как живое существо, поэт часто использует прием олицетворения, эпитеты, которые помогают передать ее совершенную красоту, причем его особенно привлекают переходные моменты в жизни природы, как, например, в стихотворении «Зима недаром злится».

Когда настоящий поэт создает свои произведения, он, конечно, тщательно отбирает слова, потому что каждое слово должно стоять на своем, отведенном ему месте, чтобы полнее передавать смысл и ярче рисовать картину. Упорный труд превращает задуманное в поэтический шедевр. Одной из задач урока стала организация доступной ученикам исследовательской деятельности, пробуждающей интерес к творческой лаборатории художника слова, расширяющей представления о средствах художественной изобразительности в произведении. Путь к освоению теории литературы должен пройти через собственный творческий опыт ученика: «от маленького писателя – к большому читателю», к читателю вдумчивому, чуткому к красоте слова, умеющему наслаждаться чтением. При этом нет необходимости специального заучивания литературоведческого понятия, но всем ходом анализа произведения должна быть показана его роль в тексте, тогда и запоминание термина пойдет быстрей. Ученикам было предложено восстановить в стихотворении Ф.И. Тютчева «Фонтан» пропущенные эпитеты - подходящие по смыслу художественные определения, не нарушающие ритмический рисунок стиха, выразительно рисующие картину, и объяснить свой выбор. Работа проводилась в группах. Ребята спорили, отстаивали свою точку зрения, учились слушать друг друга, в результате приходили к единому решению. Не всегда найденное слово было удачным. Например, к слову «облаком» дети подбирали эпитеты «прозрачным», «пушистым», недоумевали, а каким же еще может быть облако. Узнав, что у Ф.И. Тютчева первая строка звучит: «Смотри, как облаком живым…» - согласились, что это определение, конечно, вернее передает изображаемую картину, позволяет увидеть фонтан как живое существо, существующее по законам земного бытия. Следующий этап работы – художественный анализ тютчевского стихотворения «Есть в осени первоначальной». Ученики увидели в поэте не только певца природы, но человека, стремящегося открыть красоту, радоваться ей и передать это чувство другому. Юные читатели почувствовали присущую стихотворению особую поэтическую интонацию, эмоциональность, авторское переживание. Работа над словом позволила им увидеть, что за поэтической строкой стоит труд, который требует самоотдачи и требовательности к себе. Может быть, понимание этого позволит ученикам быть более внимательными к собственным творческим работам.

По окончании урока гимназистам был показан фрагмент документального фильма, созданного при участии большого друга библиотеки - известного исследователя-тютчеведа, доктора филологических наук Г.В. Чагина. Фильм рассказывает о памятных местах, связанных с жизнью поэта. Затем всех учащихся пригласили в литературный музей жизни и творчества Ф.И. Тютчева, который одна из посетительниц как-то назвала «малахитовой шкатулкой с драгоценностями», - так интересны собранные в нем экспонаты. Еще одной особенностью музея является то, что все эти экспонаты можно потрогать руками, прикоснуться к ним. Заведующая музеем Л.В. Казакова увлекла детей интересным рассказом о его широких общественных связях, о людях, преданных памяти поэта, благотворителях, тех, чьим трудом создавалась замечательная экспозиция. На память о посещении библиотеки и музея Ф.И. Тютчева все ученики получили небольшие сувениры.

М.Н. Крылова,
учитель русского языка и литературы.



наверх
© 2006 «Zemgym.ru» | E-mail:zemgym@Yandex.ru