главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха


Курс "основы православной культуры"

Воскресная православная школа при храме Рождества Пресвятой Богородицы

Православные праздники

Паломнические поездки гимназистов

Путешествия

Духовная жизнь/Воскресная православная школа при храме Рождества Пресвятой Богородицы
  Очерк по истории храма Рождества Пресвятой Богородицы
села Никольско-Трубецкое Балашихинского района
  Протоиерей Владимир Бороздинов
  Воскресная православная школа
"Вера…есть осуществление ожидаемого
и уверенность в невидимом"
(Ефес.77, 7)

протоиерей Владимир Бороздинов проводит занятия в Воскресной школеВсе имеет свое начало. Для людей православных начало всего - Бог. Пришествие в мир Спасителя, то есть Рождество Христово открывает новую эру в жизни человечества, в том числе и в учительной практике, ибо Сам Христос являет нам образ и Совершенного Ученика и Совершенного Учителя. Он был Основателем и одновременно Носителем и Идеалом новой Учительной практики. "Аз есмь Путь, Истина и Жизнь" (Ин. 14,6). В этом определении заключена основа нового учительного делания. Путь - это методика, то есть те средства и приемы, которыми можно достичь Истины. Результатом постижения Истины, практическим следствием правильного пути становится Вечная Жизнь как результат учительного опыта соотнесения с Вечностью.
     Христос являет Собою образ и практическое разрешение всей педагогической практики.
     Господь устанавливает совершенно другие отношения между учителем и учеником. На Тайной Вечере Господь умывает ноги Своим ученикам, показывая тем самым, что учитель должен быть нравственно высоким и чистым по отношению к своим ученикам и что учительство есть высокое служение. Господь учил Своих учеников словом, примером смирения, сострадания, милосердия, кротости, образовывая и очищая их души, приуготовляя их к полноте принятия Святаго Духа и последующему апостольскому служению.
     В каждый период истории Православной Церкви существовали личности, которые были носителями и выразителями лучших идей и стремлений своего времени, к их авторитетному голосу прислушивались все, и они становились духовными водителями общества. Святитель Филарет, митрополит Московский, святитель Феофан, Вышенский Затворник, святой праведный Иоанн Крондштадский - являют собой великие нравственные и учительные авторитеты. Мы, имея перед собой такой пример учительства, можем сегодня нести нашим детям понимание истинного пути, и, освящая этот путь, мы сами вместе с ними незаметно меняемся. Что-то происходит с душой учителя, он опять становится учеником, проходя снова и снова путь Учения Божия, и вместе с детьми открывает новые горизонты познания Истины.
     Начиная дело, мы всегда ставим перед собой высокие задачи и стараемся им соответствовать. На пути, естественно, случаются и ошибки, и непредвиденные обстоятельства, но надежда на помощь Божию и ответственность за порученные нам детские души дает силы и правильное направление для преодоления любых преград. Детская душа чиста и открыта слову и правде, а слово ложное она остро чувствует и закрывается для восприятия. Преподавая слово Божие, это надо четко понимать. С какой верой сам учитель относится к тому, что он говорит, то и воспримет его ученик, и исправить последствия бывает очень сложно. Ходить в воскресную школу заставить нельзя, и если у ребенка возникает неприятие, то он просто перестает приходить. Так какие же задачи мы имеем перед собой сегодня для того, чтобы воскресная школа жила и несла живой заряд Христова учения и нравственности, возвышающие человека над миром и приводящие его к Богу?
     Основная задача воскресной школы - прежде всего, дать понимание живой веры, что Бог рядом, Он постоянно печется о человеке. Он наша защита и опора. Что весь сонм святых - это та стена, которая укроет нас от невзгод и печалей. Понимание живой веры весьма важно. Для этого в начале обучения в воскресной школе преподается предмет "Православная культура" по очень хорошо составленному учебнику Л. Л. Шевченко, рекомендованному и для преподавания в начальных классах общеобразовательной школы. Детям даются начальные знания о Боге - Творце мира, о красоте мира духовного и мира земного, рассказывается о церковных праздниках, о добре и зле (почему первые люди ушли из Рая и о возможности туда вернуться). Все занятия сопровождаются наглядными пособиями с иллюстрациями древних икон, картин известных художников и прослушиванием церковных песнопений и классической музыки. Занятия дают ощущение праздника и радости и в тоже время призывают задуматься. Бог создал этот мир для человека. И естественно человек ответственен за все, что происходит в нем. Ему дана возможность и созидать, и разрушать. Разрушая в себе мир духовный, невозможно построить что-либо созидающее в мире внешнем, ибо внутренний мир требует для себя соответствия в мире внешнем.
     Следующий этап обучения - это изучение Нового Завета и житий святых, жизни Господа на земле, изучение заповедей как основы нашего спасения. Жития святых показывают, что путь этот действительно спасительный, а люди святые были совершенно разными по происхождению, воспитанию и образованию, но объединяло их одно: в определенный момент своей жизни они понимали всю суетность и греховность временной жизни и отходили от нее, оставляя место в ней только Любви Божией и бескорыстному служению Богу, Отечеству и людям. Конечно, немногие становятся святыми, но путь этот открыт для каждого, и дети должны понимать, что любое большое дело начинается с малого и, на первый взгляд, простого. Сегодня ребенок не ослушался взрослых, любящих его родителей (все мы знаем, что в деле воспитания приходится проявлять твердость), завтра сдержал грубое слово, потом пришел к выводу, что не стоит ради поддержания компании пробовать курить. Только шаг за шагом, осмысливая и работая над собой, мы достигаем мира в душе и радости победы над грехом. Да, бывает, и падаем, и оступаемся, но у ребенка должна быть твердая вера, что Господь долготерпелив и многомилостив, что любовь Его неисчерпаема как у самого любящего Отца. И эта вера должна давать силы встать и опять идти по пути правильному и полезному для себя и для всех окружающих. Этот этап очень важен, и то, как усвоят и примут дети эти предметы, зависит дальнейшее развитие и становление их как уже действительных членов Церкви Христовой. Ведь только вместе с живой жизнью в Церкви, участии в Таинствах возможна полнота восприятия всего того, что мы преподаем, и наша цель - воспитать христиан и прихожан храма Божия. Детям даются основы церковного пения, они разучивают разные произведения к церковным праздникам, участвуют в постановках. Участие в празднике необходимо детям, оно дает позитивный заряд для дальнейшего общения в учебном процессе.
     Следующая возрастная группа - самая старшая. Занятия со старшими детьми (13 - 15 лет) проводятся по темам: "Литургика", "Иконоведение". Обязательно чтение Священного Писания, повторение Нового Завета, обязательны занятия по подготовке к посту и Таинству покаяния. Как говорил святитель Филарет: "Доброе намерение есть доброе основание доброго дела. Но когда положено хорошее основание, тогда еще не все построено. За добрым намерением должна следовать забота о верном исполнении оного. Забота должна побуждать к размышлению".
     Это и является задачей воскресной школы: построить так учебный процесс, чтобы ребенок научился сам размышлять о вере, о правильности и неправильности своих поступков и, главное, о результате, к которому они приводят. Знание Богослужения, более ясное понимание молитв помогает окрепнуть желанию находиться в храме, не простаивать службу, потому что так надо, а участвовать в службе, потому что есть потребность души и ясное понимание того, что происходит на службе. Обратимся опять к святителю Филарету: "Христианская любовь - начало воспитательных мер, а храм Божий и богослужение - лучшая среда и средство доброго воспитания".
     Времена меняются. Постепенно меняются и воспитанники воскресной школы и прихожане. Если в недавнем прошлом большинство учащихся были детьми прихожан храма, то сегодня все больше приходит детей, родители которых и сами о вере знают мало и поверхностно. Все чаще приходится слышать просьбу родителей о принятии их детей в воскресную школу как о последней надежде восстановления утерянного взаимопонимания. У родителей при все увеличивающейся гонке за достатком времени для общения со своими детьми практически не остается. Родители большую часть времени находятся на работе, дети загружены до предела учебой. И, встречаясь дома по вечерам, как правило, ни те, ни другие уже не имеют ни сил, ни времени для полноценного общения.
     И тут перед воскресной школой встает задача создания групп для родителей. Родители и дети должны идти вместе путем воцерковления и освящения жизни. Неправильно было бы думать, что воскресная школа сама может решить проблемы, назревшие в семье. Общая молитва, пусть краткая, хоть нечастое, но общее присутствие на Богослужении - та необходимая мера, без которой никто не восстановит утраченного семейного взаимопонимания. И воскресная школа в занятиях-беседах с родителями может дать направление для развития таких отношений. Бесценный опыт жизни Церкви, учения святых Отцов - это реальная помощь во все времена, и нам следует ею воспользоваться.
     Сегодня все построено на том, чтобы дать ребенку как можно больше благ материальных. Светское образование - самое лучшее, то, что приносит потом дивиденды в виде престижной работы и достойной зарплаты. Все это очень хорошо, но здесь отсутствует начальная стадия построения жизни, фундамент, без которого все построенное мировоззрение в любой момент может дать трещину, а то и вообще обвалиться. И этот фундамент - духовно-нравственное воспитание, дающее крепкую основу всему остальному. Правильно построенный дом красив и крепок, и наши дети достойны того, чтобы их жизнь была построена по законам порядка и красоты Божественной. Ради этого стоит потрудиться. И поэтому необходимо, чтобы знания нравственные закладывались и в семье, и в школе.
     Закончим воззванием святителя Филарета ко всем нам: "Родители и дети, воспитатели и воспитываемые! Помышляйте, и не забывайте, что учения человеческие приготовляют к жизни временной, но и ее не могут сделать счастливою без помощи учения Господня, а учение Господне приготовляет к вечной блаженной жизни, которой и да сподобит Бог всех нас кратким или долгим, но верным и правым путем достигнуть". (З. 164 - 165. Цитируется по 17. 492.)
     Конечно, никто не отрицает важного значения светского образования в формировании человеческой личности. Живя в физическом мире, человек должен знать его законы. Но это знание не может устранить или заменить знание законов, по которым должна жить и развиваться человеческая душа. Именно в этой области лежат истинный духовный смысл и цель жизни на земле каждой человеческой личности, ее настоящее и будущее, временное и вечное знание и счастье.

Варламова О. В.
завуч воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Балашихи

наверх
© 2006 «Zemgym.ru» | разработчик: Ольга Егорова