Как сообщил директор балашихинской Земской гимназии канд. пед. наук Г.В. Кравченко, концепция их образовательного учреждения строится на приоритете сбережения психического, духовно-нравственного и физического здоровья учащихся. Проблемы, очевидные теперь для многих, еще в начале 90-х годов вызвали тревогу у руководства гимназии. С каждым годом в первый класс приходило все больше детей с отклонениями в здоровье (к примеру, нервных, физически ослабленных), в связи с чем педагогический коллектив находился в поиске средств и методов, способных решить упомянутые проблемы.

В течение трех лет апробировались разные педагогические технологии и находки с позиции их использования в учебном процессе. Причем сама модель государственно-общественной школы, которую воспроизвела Земская гимназия, способствовала не только выявлению проблемы здоровьесбережения, как ключевой, но и предложила конструктивное решение, связанное с вовлечением в круг участников образовательного процесса в гимназии не только учителей, учеников и родителей, но и других жителей города. Именно тогда было введено и определено понятие "Обучение в движении", и программа "Здоровьеразвивающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса" органично вписалась в концепцию гимназии.

В учебном процессе гимназии используются конторки, сенсорные кресты, тренажеры для глаз, экологические панно и прописи. Введено раздельно-параллельное обучение в 1-5-х классах, дети пишут перьевыми ручками.

В 2005 г. специалисты гимназии приняли участие в работе над промышленным образцом "Конторки доктора Базарного", созданном в рамках проекта социально-экономического партнерства "Материально-техническое обеспечение здоровьесберегающих технологий". И уже с 1 сентября 2005 г. дети учатся за партами-конторками.

С 2001 г. производятся профилактические "замеры" детского здоровья по системе В.Ф. Базарного. Последние четыре года (2002-2005 гг.) их организуют в режиме мониторинга состояния здоровья учащихся Земской гимназии. Исследование проводилось на основе разработанных нормативных и методических документов, согласованных со всеми участниками образовательного процесса. Итоги пятилетней работы с использованием развивающих технологий показывает значительное улучшение состояния здоровья учащихся. Количество детей без нарушения осанки увеличилось на 32%. Число детей с первой и второй группой здоровья возросло соответственно на 4,5 и 1,6%.

Результаты офтальмологического обследования показали, что количество детей с нормальным зрением увеличилось на 9,6%. Спазм аккомодации глаза после нагрузки наблюдается теперь на б% реже. Зрительная патология уменьшилась на 3,6%. Уровень гибкости у девочек повысился на 12%. Проверка силовых качеств у мальчиков показала увеличение числа детей с их высоким и средним уровнем соответственно на 8 и 4%.

Результаты проверки координационных способностей учащихся 1-4-х классов продемонстрировали у мальчиков высокий уровень на 9%, у девочек - на 8% (а средний - на б и 2%, соответственно) чаще, чем это было до применения оздоровительных технологий.

В работу по сбережению здоровья детей включились и родители, позиции которых формируются благодаря терпеливой разъяснительной работе учителей, особенно классных руководителей.

 

Источник: журнал "Справочник руководителя образовательного учреждения"
http://e.rukobr.ru