В окружении ребят Игорь Евгеньевич Спирин выглядит еще моложе. Молодой учитель - обожаемый своими ученицами, предмет подражания для мальчишек - он ждет от них понимания, так же, как они от него - безупречности. Трудно быть требовательным другом: воспитывать незаметно, словно случайно, изо дня в день объяснять маленькому человеку законы взрослого мира. Для этого нужно иметь добрый глаз. Игорь Спирин смотрит на детей не сверху вниз. Он смотрит параллельно их возрасту и старается научить расти. Наверное, получается. Подмосковный победитель областного этапа конкурса "Учитель года - 98" в детстве, как и все нормальные мальчишки, мечтал стать космонавтом. Теперь его космос - обыкновенный класс с партами и разными, большими и маленькими, звездочками, которые тоже нужно изучать и открывать. Его звездная карта - это классный журнал. "Я учусь ставить двойки тогда, когда это действительно необходимо", -говорит звездочет.

Если соблюдать хронологию, следует упомянуть, где учился победитель. И куда поступал. Как все идеалисты, Игорь метил в МГУ, выбрав один из самых "блатных" факультетов - русский язык как иностранный. В приемной комиссии первый раз ему указали на дверь, сославшись на плохую кардиограмму, второй - на отсутствие характеристики от райкома комсомола. Был найден друг-спортсмен с идеальным биением сердца, созван райком. Но документы не приняли все равно. Не судьба. Университетский филфак Игорю также не улыбнулся - подвел английский. Пошел с горя в Московский областной педагогический им. Крупской. "Мне он понравился тем, что находился в окружении замечательных ларьков с пивом и пирожками", - вспоминает учитель.

Угораздило попасть в армию. Забрали с "дневного". Повестка пришла во время студенческой "картошки". И два года в частях ВВС - без единого свидания с родными. От тех дней остались две огромные пачки писем. Семьсот - туда, семьсот - обратно. "Я все себя уверяю, что когда-нибудь мне захочется это прочитать. Пока не захотелось. Но я хорошо помню, что писал".

Работать в школу Игорь Евгеньевич пошел с желанием. Первые ученики оказались обыкновенными и необыкновенными одновременно. К счастью, ни одно разочарование не постигло.

- Больше всего удивило и удивляет по сей день, как они зависят от тебя! Ты можешь научить, чему хочешь и как захочешь. Единственный контроль - совесть и твои собственные понятия о правильности того, что делаешь.

Просто ничем не ограниченная власть над богатством, которое можно приумножить, а можно и потерять.

Проблема дисциплины - она есть у всех учителей. Молодые педагоги идут на урок с паническим страхом перед шумящим классом. Когда дети не слушают - это невыносимо. Что сделать, чтобы победить шум? Спирин просто берет паузу, секунд на пять. Этого достаточно.

- С чего начать, когда заходишь в класс? Пришел, улыбнулся. Скажи: "Я рад вас всех видеть", - если ты действительно рад их видеть.

В 1995 году выяснилось, что даже на хлеб без масла зарабатывать не получается. Родители по-прежнему заботились и по-прежнему понимали. Игорь решил, что надо бросать и делать что-то новое. Полгода жил на даче, копался в огороде, выращивал клубнику. "Очень тяжелое время, полная пустота. Не было сил и, кажется, не было надежды. Я чувствовал себя как человек, который попытался совершить самоубийство".

Когда Игорь пришел устраиваться в Земскую гимназию, Галина Кравченко, директор, посмотрела на него не как будущий преподаватель, как врач на больного. "Вы в Бога верите?"

- Я почувствовал, что здесь мной заинтересовались, как человеком. Здесь нужен не просто рабочий... Ушло ли то состояние, которое было на огороде? Ощущение пустоты? Мне страшно о нем вспоминать, но я его помню и никогда не забуду.

Конкурс. Никакого настроения участвовать. Хотелось просто работать, никому, не доставляя никаких хлопот. "Когда завуч подошла и спросила, не хочу ли поучаствовать, я ей честно сказал - не хочу. А потом подумал - чем черт не шутит".

Первая конкурсная встреча называлась "Педагогическая гостиная". Игорю досталось задание пригласить на танец. Он воспринял это буквально. Сказал: "Приглашаю всех женщин", - и устроил настоящий пляс.

Чем черт не шутит. Предстояло дать первый урок на взрослых детях. Учительская публика очень серьезная. Тема - сказки Салтыкова-Щедрина. На уроке Игоря присутствовал эксперт - профессор, специалист по фонетике и акцентологии. "При нем рот открыть было страшно". Профессору особенно понравилось, что Спирин уложился в сорок минут и ни секунды у него не отнял.

"Я русский учитель, а значит, первый защитник основ национальной культуры и национальной литературы, -так начиналась защита педагогической философии Игоря Евгеньевича. - Кто первым заступится за ребенка, за родную речь? Конечно же, это должен сделать я. Надо, чтобы человек умел любить свою литературу, свой язык, родную музыку. Мог любить и говорить об этом. Если хотя бы это чуть-чуть у меня получается, я считаю свою задачу выполненной",

Игорь Евгеньевич, молодой учитель русского языка и словесности, стал победителем. Наверное, ему завидовали. Только он не был рад ни признанию, ни славе. Избегал журналистов - не из кокетства. Видимо, не хотел пройти медные трубы до огня и воды. Впереди - всероссийский конкурс. Но дело даже не в этом. По окончании конкурса - всплеск одиночества.

- Я откровенно чувствовал, что не хочу ничем заниматься. Первые три дня после победы - жуткая пустота. Радости я ни на секунду не испытал. Никогда не позавидую людям, за которыми гоняются журналисты. Моя популярность мне совсем не нужна.

Известно, что достигнутая мечта - уже не мечта. Да, кажется, Спирин и не мечтал о славе. Она случайно его нашла.

 

Автор: Мария Козлова
Источник
: Учительская газета
http://www.ug.ru