главная духовная жизнь творчество контакты карта сайта новости вакансии
Герб Земской гимназии Земская гимназия Герб городского округа Балашиха

РКПМО
Устройство гимназии
Основные направления развития
Принципы обучения
Руководство гимназии
Наши учителя
Достижения
Жизнь господ гимназистов
Проекты
Международные связи
Как к нам поступить



Гимназия/О нас пишут/Газета "Факт"
ФАКТ
4 СЕНТЯБРЯ 1992 ГОДА
ОБРАЗОВАНИЕ: КОНЕЦ XX ВЕКА

ВТОРОЙ ГОД подряд собрать (международную!) конференцию - это о чем-то говорит. Во всяком случае, об энергетических возможностях такого индивидуума как И. Л. Кравченко. Он не один - у него есть единомышленники, но лидер, безусловно, именно он. И одновременно его многие не любят в городе, считая авантюристом. Обвиняют чуть ли не в путчизме, поскольку он вторгся именно 19 августа во владения клуба туристов (соседа по зданию) и отвоевал таким образом значительную площадь для своей элитарной гимназии. А потом: он одно время депутатские деньги "на ветер выбросил" со своими деловыми играми...

Но не умирает его ТО "Созидание", авторитет завоевывает гимназия, и вот второй год подряд педагоги нашего района, Подмосковья, многих уголков России, даже ближнего (теперь уже) зарубежья и, конечно же, из самих Соединенных Штатов Америки, откуда есть-пошло это движение учителей, именуемое "Сэлф-истим", - собираются на конференцию здесь, в Балашихинеком районе.

Трехдневная программа конференции была обширной. Доклады представляли люди, пользующиеся авторитетом в мире образования. o

Так нужен ли городу и району такой настырный и пробивной, целеустремленный и непотопляемый непедагог с педагогическим призванием - Игорь Кравченко? За ответом на этот вопрос мы обратились к нескольким авторитетным участникам конференции, да и к самому Игорю Львовичу.


НУЖЕН ЛИ БАЛАШИХЕ КРАВЧЕНКО?

ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ

Кравченко Игорь ЛьвовичA.Г. АСМОЛОВ. профессор, зам. министра образования России.

- Мои впечатления очень краткие: то, что Игорь Кравченко делает это второй год, и то, что люди здесь собираются, - это можно передать только одним сло вом, это - подвиг ради лю дей и образования. И то, что люди приезжают - и приез жают на свои деньги! - значит, что не умерла их вера, есть надежда. А это главное. Без надежды мы просто окажемся в полной безысходности... Трудно ска- зать, в каком из наших городов впервые были вос- приняты идеи этого движе- ния. Присутствие здесь кол лег из Беларуси, Сибири говорит о том, что идеи "Сэлф-истим", как движе- ния, заронены во многие души и прорастают... Но не- сомненно, что Игорь - один из первых, кто воспринял эти идеи.

B. Г. ГОЛУБЕВА, зам. главы администрации Бала- шихииского района.

- Я была одним из чле- нов оргкомитета. Мне было поручено открыть конферен- цию. И не жалею, что при шла. Здесь действительно очень много интересного: и по проблемам образования, и по проблемам воспитания личности... Если честно ска- зать, я ничего не знала об этом движении, только се годня познакомилась с его идеями и поняла, что это - самое гуманное в том плане, что помогает человеку адап- тироваться в современной ситуации, помогает ему чув- ствовать себя человеком, воспитывает и поддерживает его достоинство, самоуваже- ние. Еще что я для себя вынесла, так это то, что движение призывает быть всегда терпимым, относиться всегда с любовью и к млад шим братьям, и друг к дру гу. Не пытаться из человека воспитать себе подобного, а уважать его индивидуаль ность. Развить все то хорошее, что в нем заложено природой. И воспринимать человека таким, какой он есть. Мне вот это очень импонирует: здесь говорится о человеке как о личности! КОРР. Ваши впечатления о И. Л. Кравченко!

В. Г. ГОЛУБЕВА. Получилось так, что первые депутаты, с которыми я познакомилась, когда в январе пришла в администрацию, были депутаты-учителя, и в частности, Кравченко. Мне очень понравилась его идея с гимназией. Очень хорошо, что у нас из нескольких систем возникает народное образование. Давайте из них выбирать лучшую! И я, отдавая, например, своего внука в школу, буду смотреть, что мне больше подходит, где мой внук быстрее адаптируется. Я считаю, что дело, которое затеял Кравченко, надо поддержать. Тем более, что дети, которые воспитываются в гимназии, такие же обычные дети. Но благодаря новым методам воспитания, благодаря тому, что там в каждом ребенке видится человек, наверное, игра стоит свеч! И я считаю, что городу надо сделать все, чтобы собрать имеющиеся средства, найти спонсоров, но действительно "сделать" эту гимназию. Мы должны растить для города людей, которые будут профессионально, грамотно заниматься его проблемами. Экономика экономикой, но сейчас разрушается духовность. Надо поднимать нашу духовность. Об этом кричат все, но... Я - человек достаточно поживший, я помню, как после войны страна наша была разрушена, много было горя, и мы, дети, воспитанные после войны, мы чувствовали, что люди заботились о нас, и школа заботилась о нас. Я всегда буду благодарна тем учителям, которые вывели нас на дорогу жизни. Родителям нами некогда было заниматься: и мама, и бабушка работали. Нас воспитала школа. И я никогда не забуду школьные вечера, школьные костры - это мы сейчас расте-ряли! И все-таки в нашем поколении - я не знаю, хорошие мы или плохие - но чувство Родины, чувство долга все-таки в нас, в поколении сороковых годов, осталось. И хочется вот это возродить. И как раз вот об этом здесь и говорят. А возродить могут только люди достойные, люди, уважающие сами себя.

КОРР. Вы говорили об "элитарности". Не значит ли это, что в этой гимназии занимаются дети нынешней социальной элиты нашего города!

В. Г. ГОЛУБЕВА. Нет! Я знаю одну семью, где мать даже пошла работать уборщицей, чтобы дети могли получить именно вот это образование. Чтобы потом ее ребенок мог разбираться в жизни, чтобы он мог чувствовать себя человеком, чтобы вырос без комплексов. А ведь когда человек не чувствует собственного достоинства, начинается застенчивость, неумение говорить, неумение "подать" себя. Именно из таких робких людей ничего не получается.

КОРР. Что вы скажете по поводу интриг вокруг имени Игоря Львовича Кравченко!

В. Г. ГОЛУБЕВА. Кон- кретно я ничего не знаю по поводу интриг, но если они и есть, то заводят их люди, не думающие о будущем, недалекие. Потому что человек, понимающий, что такое образование, особенно в наше время, наверное, никогда бы себя так не вел. Я не знаю, какое у Кравченко образование, но во всяком случае, порассужде нию, по тому, как он преподносит свою идею, мне кажется, что этот человек от природы педагог. А мы, к сожалению, почему-то привыкли думать: если "бумажка" есть, значит и человек. Но ведь не диплом, а действия важны. Кравченко хочет дать ростки городской элиты (в хорошем смысле слова), которая потом бы работала на город и для города. И в этом ничего оскорбительного, ничего плохого нет. Надо только поддерживать начинание.

ОТЕЦ ВЛАДИМИР, про тоиерей, настоятель храма Рождества Богородицы (с. Никольско-Трубецкое).

- Любая конференция для меня давала всегда очень много пищи духовной, потому что происходит общение с людьми, которые обеспокоены проблемами современности, и притом, так сказать, в важном - истинном - смысле. Чтобы ни говорили мы, какие бы мы проблемы ни решали, но если воспитание и образование детей будет загнано в тупик, - мы ничего не решим.

КОРР. Вы - один из постоянных участников конференции. Зачем вам это нужно!

ОТЕЦ ВЛАДИМИР. Видите ли, работа священника и есть работа с людьми. И работа с детьми - это тоже работа священника. Мой приход - это все люди, которые меня окружают. КОРР. Напомним, что вы готовитесь открыть воскрес* ную школу!

ОТЕЦ ВЛАДИМИР. Да, воскресная школа в общем-то у нас действует, в ней занимаются с 5-летнего возраста" до 70-летнего - у нас такая вот воскресная школа. Но помещение еще не готово, несмотря на все наши гигантские усилия и помощь балашихинского руководства. Если раньше мы нуждались в тысячах, то сейчас уже на миллионы пошел счет, и церковь, конечно, сама по себе решить эту проблему не может. Сейчас тянется хвост строительных работ. Но школа будет, вероятно, продолжать действовать, будем искать помещение. Во г есть договоренность с Игорем Львовичем, чтобы школу перевести пока в "Созидание". Задачи воспитания и в "Созидании", и в гимназии, и в нашей воскресной школе - они в основном совпадают: там тоже избрали хороший, я бы сказал, путь подхода к детям и стараются насаждать и духовность, и правильное понимание (в нравственном ключе) наших трудностей и проблем воспитания. Я походил в течение года по многим школам, которые приглашали меня, проводил там лекции. Подвел итог и сказал себе, что лекции - это мало. Потому что, как бы хорошо они ни были проведены, какой бы отзыв и отклик в душе ребенка ни имели, но это только в году раз! А для того, чтобы производилась постоянная нравственная работа в ребенке, нужна ежедневная работа - как в самом ребенке, так и с ним - в плане эстетики, этики...

КОРР. А откуда вот эта связь с движением "Сэлф-истим"!

ОТЕЦ ВЛАДИМИР. Это получило толчок от моего депутатства. Став невольно председателем комиссии по духовному просвещению, я вынужден был решать эти вопросы, и ко мне обращались многие педагоги с просьбой провести лекции. Все это побудило меня заняться по-серьезному, по-настоящему проблемами образования и воспитания. Как я познакомился с Кравченко? Ну это понятно: он - председатель комитета по культуре, а я - предсе- датель комиссии по делам духовного просвещения. Моя комиссия. являлась частью комитета по культуре, и естественно, связи сами стали складываться. И для участия в международной конференции он меня пригласил. Мне предложили право избрать тему доклада: "Развитие человеческой личности, самоанализ и самооценка через веру, надежду, любовь".

И. Л. КРАВЧЕНКО, руководитель ТО "Созидание".

- У нас на конференции присутствовало более ISO делегатов. В основном интересуются, конечно, педагоги лицеев, гимназий - те, кто ищет сейчас свой путь, кто хочет обновить свои методы, обогатиться новым материалом.

КОРР. Как они вас нашли!

И. Л. КРАВЧЕНКО. Мы нередко участвуем в различных семинарах. И встречаясь там с коллегами, обмениваемся мнениями, находим общие интересы. Когда готовим очередную конференцию, рассылаем письма всем людям, близким по духу, учителям, приглашаем к нам.

КОРР. Собрать такую конференцию - это трудно!

И. Л. КРАВЧЕНКО. Очень больной вопрос. Действительно, энергии приходится тратить много. А в финансовом отношении, конечно, за счет спонсоров.

КОРР. Спонсор - кто?

И. Л. КРАВЧЕНКО. Самое интересное, что спонсорами явились лишь только наши коллеги с Украины, которые нам помогли. Это объединение "Апекс", при нем есть Центр инновационных педагогических технологий. И там нашелся уже богатый, скажем так, меценат, который, оценив важность и значимость начинаний, целевым образом дает им на это деньги, вплоть до того, что помог нам организовать конференцию в России. Воистину, когда люди занимаются настоящим делом - и делом очень важным и нужным, - нет никаких преград и границ. В прошлом году мы фактически собирались только за счет средств общества. Первый раз мало кто еще верил, понимал нас - все делали за счет прибыли "Созидания". Об окупаемости не может идти и речи: в прошлом году конференция обошлась каждому участнику около 300 рублей, а в этом году цены совершенно иные. Используем и часть прибыли: то, что творческое объединение "Созидание" получило на инженерных разработках, проектных работах, мы просто отдали на организацию этой конференции.

КОРР. Как нашли вы зарубежных коллег!

И. Л. КРАВЧЕНКО. Когда мы выступали на одной из конференций в Москве, там присутствовали зарубежные коллеги, интересовались теми докладами, которые мы представили на конференцию, пригласили нас за рубеж, мы выступали там со своими материалами. А мы, в свою очередь, пригласили их к нам, поскольку нам была интересна та работа, которой они занимаются. Мы считаем это очень важным и значимым для нашей школы.

КОРР. Зачем вам это нужно - эти международные, межгородские конференции! Вам что - тесно в рамках города!

И. Л. КРАВЧЕНКО. Это вопрос, скажем так, непростой. Мы исповедуем концепцию развития и саморазвития. Ну а развития без взаимообогащения, взаимообмена не бывает. Если мы будем только в рамках своего маленького педагогического мира, своей гимназии, внутри Балашихи вращаться, то многое можем упустить и потерять. В мире много образовательных центров, масса идей, которыми нужно обмениваться и обогащать друг друга. А во-вторых, все-таки нужно какое-то подведение итогов. Для того, чтобы мы каждый год видели, как мы продвигаемся, со стороны могли оценить: правильно мы делаем или нет, грамотно поступаем или нет. Поэтому очень важна критика, обмен мнениями с коллегами как из-за рубежа, так и из нашей страны. И третье - это какой-то элемент самореализации. Как вы слышали, наверное, одним из важных элементов "Сэлф-истима" является: все, чем мы занимаемся, не должно оставаться втуне, не камуфлироваться в узком кругу. И наши педагоги должны иметь возможность делать доклады. И, как бы в продолжение второго тезиса, о котором я уже говорил, повышается тем самым профессиональный уровень. Педагог может хорошо работать, а передать свой опыт ему сложно. Нужна определенная специфическая мыслительная работа. Поэтому нужно учиться не только действовать, но и анализировать, - как ты действуешь, уметь рассказывать это другим. КОРР. Насколько я слышала, у вас нет педагогического образования! И. Л. КРАВЧЕНКО. Профессионального диплома педагога у меня действительно нет. Первое образование- это инженерное: я заканчивал экспериментальную группу в Московском технологическом институте по специальности "Автоматизированная система управления, кибернетика". Затем у меня была преподавательская научная работа в течение 10 лет (я окончил аспирантуру по специальности "Науковедение и управление", были исследования, разработки). Параллельно окончил школу ученых-науковедов (ученых-организаторов науки) - была такая школа, как говорят теперь, в "застойные времена", где собирались инициативные инженеры-педагоги, люди от науки, которые понимали, что многие процессы, которые идут у нас в науке, в образовании, не соответствуют мировому уровню. Да, бумаги (диплома) у меня нет, это вы совершенно верно подметили. У меня есть только практика педагогической работы: я преподавал для главных инженеров, директоров предприятий, читал специальные курсы по кибернетике, автоматизированной системе управления, по менеджменту. И вел в школе, в ПТУ курсы вычислительной техники, экономики. И сейчас для младших ребят веду небольшой курс - "Окружающая среда, наука и человек", экспериментальный курс.

КОРР. Ваш первый прорыв в ту область, которой вы сейчас занимаетесь, он когда произошел! И. Л. КРАВЧЕНКО. Я вам скажу так: когда мы вышли в первых своих исследованиях на эффективные методы образования (мы - это наша группа коллег-единомышленников, которая создавала творческое объединение "Созидание"), так вот, когда для нас стало понятно (по анализу современного зарубежного и отечественного опыта), что игровые методы в образовании - наиболее эффективные, мы начали проводить соответствующую работу здесь, в городе. И одна из первых игр была организована для учителей, директоров школ чуть более трех лет назад. Потом мы приглашали учителей на различные педагогические игры. В определенной степени сперва было, конечно, непонимание: как это можно играть? Что это за "игра"? Меня обвиняли в том, что я деньги депутатские на ветер бросаю. Когда мы поняли, что та работа, которую мы ведем на сессии, далека от эффективности (оказа-лось, что надо просто учиться работать мыслительно, уметь говорить, уметь правильно выражать свои мысли), - мы решили органи-зовать обучение и для наших депутатов. Но вот, к сожалению, очевидно оттуда и пошел странный "хвост" о том, что деньги тратятся на пустяки. Но вы слышали, что говорили и министр, и ректор, люди, уважаемые во всем мире, авторитетные? Просто не всем еще нашим депутатам понятно, что такое образование.

Таисия ОРЛОВА

наверх
© 2006 «Zemgym.ru» | разработчик: Ольга Егорова